На крошечном острове Кипр было 10 городов-государств основанных героями троянской войны.
Один из них, лучезарный город на вершине холма — город Курион — вотчина бога Апполона. В честь Апполона здесь возводились храмы, проводились празднования, приносились дары…

Читать далее…

Основан в 1200 году до н.э. и покинут жителями в 7-ом веке н.э. после разорения города арабами.
Пройдя три больших периода — эллинистический, римский и раннехристианский — город оставил нам памятники всех трех эпох.
Я посмотрела совсем небольшую их часть, но на полуденном кипрском солнце осмотреть больше было просто невозможно…)

Слева — дом Евстолиоса, справа — греко-римский театр.
Осмотрим сначала дом.

 photo IMG_6493_zpsa91dec83.jpg

Дом Евстолиоса — богатого горожанина 4-го века, сейчас укрыт большим добротным тентом, защищающим раскопки от осадков.

 photo IMG_6492_zpsb8c09326.jpg

Евстолиос — был ли он на самом деле хозяйном дома или нет, мы не знаем наверняка. Просто нашли надпись, которая гласит, что «Евстолиос с помощью бога Апполона построил этот дом». Но Евстолиос мог быть и инженером, и архитектором, и строителем этого дома.

Город имел очень выгодное расположение: на высоком холме над морем. Это обеспечивало ему и защиту, а жителям — захватывающие дух виды…

 photo IMG_6495_zpsade8d4f5.jpg

Но любоваться этими видами жители дома могли только выйдя на улицу. Окна в домах эллинистического и римского периода не делали вообще. Канализация всего города выходила на улицу, и запахи были соответствующие, окон избегали.

 photo IMG_6509_zps0d2f6350.jpg

Трудно представить, как на самом деле выглядели интерьеры этого дома в 4-ом веке, да и 3д реконструкций на табличках нет.
То, что хозяин дома был богатым человеком, видно по площади дома (35 комнат, знаете ли) и по тому, что здесь есть маленькие, но хорошо организованные бани. Не у каждого в доме в 4-ом веке могли быть бани.

 photo IMG_6508_zps17592292.jpg

Когда хозяин дома увидел, что жители покидают город Курион после землятрясения, он решил подарить дом народу. Его бани стали муниципальными. Бани в городе 4-го века — это было что-то очень важное! Настолько же важное, как сегодня школы и больницы. Таким образом хозяин старался, чтобы люди остались в городе.

Это так называемое, фойе. Посетители бань ожидали своей очереди здесь, на мраморных сидениях. Под их ногами в полу были углубления с водой — они и сейчас хорошо видны в полу. Так они омывали ноги перед входом в баню.

 photo IMG_6498_zps067d04a5.jpg

И играли в так называемые нарды. Вот тут хорошо видна вставка в бортик мозаики, которая отличается от общего орнамента.
Это поле для игры.

 photo IMG_6500_zps0c83a170.jpg

Помещения со столпами — это и были бани. На этих столпах стоял пол. В помещении, в котором столпов не было, стоял чан с водой и огнем. Горячий воздух шел под полом и нагревал пол.

 photo IMG_6496_zps019b9a79.jpg

Бани были устроены на манер римских терм, только размером по-меньше и ритуал перехода из комнаты в комнату был сокращен. Фригитариум, судаториум, калдариум — все это забытые слова из истории искусства)

В городе собирали дождевую воду. Но и водопровод был хорошо налажен.
Через керамические трубы из реки Куриос (давно высохшая река, далеко от этих мест, в другой горе) вода поступала в город.
Механика водопровода — сообщающиеся сосуды. Вода приходила в большие цистерны, которые раскопали вокруг и в центре города.

На фото ниже — керамические трубы — вода приходила прямо сюда, в помещения бань. В холодном бассейне вода менялась дважды в день, она должна была оставаться всегда чистой и свежей, иначе ни о каком здоровье речи идти не могло. А бани в городе — это залог здоровья и счастья!
Даже мозаичная табличка при входе в дом гласит: «Войди в дом счастливо и на благо».

 photo IMG_6503_zpsec0662ce.jpg

 photo IMG_6502_zps2abf56a1.jpg

Мозаики в доме были сделаны только тогда, когда дом стал муниципальным, опять таки, для привлечения и удержания в городе местных жителей.

 photo IMG_6507_zpsf0b4529b.jpg

Ктисис — богиня строительства. В руках у нее мера длины — один древний римский фут (немного меньше 30ти см).
Этой мозаикой хотели показать, что дом построен хорошо, с точностью.

 photo IMG_6499_zpsd5b85186.jpg

Все мозаики сделаны из морской гальки, которую обрабатывали на кубики.
Все оттенки на мозаике — натуральные цвета камней, никакой краски!
Ниже — куропатка — символ здоровья.

 photo IMG_6501_zpsc5ffcde8.jpg

В конце 4-го века в городе еще были легальны обе религии: христианство и язычество. Мозаики несут в себе символы и той и другой.

Вот одна из главных мозаик дома.
Две рыбы и три птицы. Возможно, это три райские птицы. А возможно это символы: мира, жизни и смерти.
Рыба: символ христианства, по гречески она звучит как Ichtus (Ихтус), отсюда Иисус.
Две рыбы и три птицы изображают крест.

 photo IMG_6505_zpsa8a9d712.jpg

Посмотрите на эту табличку, ниже. Она гласит, что  что «на месте больших камней, на месте мертвого железа, меди и дорогих брильянтов дом стал красивым символом Христа».
Недалеко от этой надписи есть и другая, которая гласит: «Евстолиос с помощью бога Апполона построил здесь дом.»
Т.е. дом был построен с помощью Апполона, а декорирован символами Христа.
Одна религия проникала в другую и они мирно существовали друг с другом. По крайней мере, в этом доме.

 photo IMG_6504_zps714827bf.jpg

Рядом с домом Евстолиоса — греко-римский театр.
Вернее, это Евстолиос построил свой дом рядом с театром, т.к. театр появился здесь аж во 2 в до н.э.
Построен он в греческом архитектурном стиле и в отличии от римских театров расположен на возвышенности.
И, знаете, акустика здесь «это что-то особенное»… (с))

 photo IMG_6511_zpse2d09c10.jpg

Театр пережил землятрясение конца 1-го начала 2-го века. Тогда Кипр уже входил в состав Римской империи и под влиянием Рима к классической греческой орхестре была пристроена новая сцена. Часть новой сцены мы видим на фото: современное ограждение и ровные плиты на полу — театр используется и сегодня.

 photo IMG_6512_zps07779832.jpg

Вместе с римлянами в театр пришли гладиаторы и звери. Театр стали использовать как арену. Но гладиаторские бои на Кипре никогда не доходили до смерти. Как сказал нам гид: «В этом характер киприота: мы всегда орем, кричим, размахиваем руками, но никогда дело не доходит до крови.»

 photo IMG_6514_zps96c11e11.jpg

Из первых зрительских рядов вырезан выход с железной дверью — оттуда на сцену выводили животных.

 photo IMG_6517_zpse5743773.jpg

 photo IMG_6513_zps318ad012.jpg

Коридоры театра…

 photo IMG_6520_zps9a6a2b6e.jpg

…по которым перемещались актеры, переодеваясь и выходя уже на орхестру из другого входа в новом облике.

 photo IMG_6519_zpsd16d894e.jpg

Землятрясения 4-го века театр уже не перенес. Ни один театр в Курионе не стали восстанавливать после того землятрясения.
На Кипр уже пришло христианство, а театр был связан с язычеством. Камни театра разбирались местными жителями на строительство и восстановление своих домов. Даже в доме нашего знакомого Евсталиоса были найдены камни из этого театра.

 photo IMG_6516_zps09a72ff9.jpg

Театр вновь восстановили только в 20-ом веке в 50-ые годы.
Но восстановили только часть театра, на самом деле он был гораздо выше.

 photo IMG_6518_zps78360bbd.jpg

Сегодня здесь под открытым небом снова показывают греческие трагедии, приезжает и русский балет, и даже рок группы.
Для желающих: театр открыт с конца мая до начала ноября 🙂 Я думаю, смотреть выступления в прохладе ночи, под звездами Кипра и под шум моря — это прекрасно.
Однажды, мне посчастливилось смотреть Шекспира в греко-римском открытом театре в Херсонесе. Это, действительно, совершенно особенные впечатления!

 photo IMG_6515_zpsa12582ef.jpg