Честно скажу, я не знала историю этих островов, когда сошла на их землю с кораблика «Edmond Dantès»! Я приплыла сюда, чтобы исследовать очередное место, куда марсельцы сбегают от городской суеты, чтобы насладиться своими лодками, лазурными бухтами и рыбалкой. И вот я здесь. Увидела то, что совсем не ожидала. И восхитилась, и испугалась!
Итак, всего островов четыре: Иф, Ратонно, Помег, Тибулен. Кораблик под названием «Edmond Dantès» отходит от Старого порта Марселя. У вас нет шансов его не заметить! Все хотят посетить тюрьму, в которой был заточён Эдмонт Дантес, и марсельцы это знают, поэтому на всех афишах будет крупно написано «Château d’If». Но остров Иф — это всего лишь малая часть архипелага. Поэтому, я доплыву до «конечной», до острова Ratonneau (Ратонно), в самую глубь Фриульских островов. Плыть недолго, минут 20. Архипелаг находится всего в 4 км от Марселя.
Все фото были сделаны в ноябре. Марсель утопает в мягком и всё еще теплом солнце, а туристов уже совсем мало.
Отплываем от Марселя. Он прекрасен, и я не могу не снимать эти моменты…
Мои попутчики)
Вечерний свет. Было уже чуть больше 17-ти часов, и мы рисковали вернуться в Марсель затемно, так как в ноябре темнеет рано и резко!
Первая остановка — Замок Ив. Желающие осмотреть тюрьму Дантеса вышли на этой остановке, их приняла маленькая пристань… Но мы плывем дальше.
Известняковые скалы… очень хрупкие.
Подплываем к умиротворенному порту Ратонно.
Чуть позже покажу вам его сверху, когда мы заберемся на самую высокую точку острова. А пока, видим те самые домики и лодочки, которые в хорошую погоду видно с берега Марселя.
Идем исследовать местность.
Как видите, количество частных лодок здесь не уступит большинству курортов Лазурного берега.
На Ратонно множество такого вот жилья, похожего на летнее, которое сдается туристам. Строить на этих островах жилье и магазины было разрешено только с 1975-го года.
До моря от таких жилищ — рукой подать!
Иногда Фриульские острова выглядят совсем лишенными какой-либо растительности. Словно выжженная пустыня.
Но чем ближе вы морю, тем больше зелени.
Кстати, Каланки здесь тоже есть: бухты среди известняковых хрупких скал. В ноябре здесь, конечно, уже никто не купается, но просто проводить время на осеннем пляже — это не менее здорово.
Отходим от пляжей в глубину острова, и приближаемся к местам, которые сначала повергли нас в восторг, потом в опасение, а потом и в легкий ужас… Брошенные постройки среди скал. Вокруг, где-то там, за скалами, — безмятежная красота, великолепные морские пейзажи, мягкий блеск воды… Но вот здесь, прямо перед нами — поля, выжженные солнцем, и пустые глазницы домов!
Разгадка будет! Но а пока мы ничего не знаем, немного оторопели и просто смотрим. Кстати, вокруг нас — ни души.
Впечатляет, правда?
Что же здесь происходило?
В 19-ом веке на островах был построен госпиталь Каролин, или Госпиталь герцогини де Берри, остатки которого мы и видим перед собой. Госпиталь предназначался для размещения на карантин путешественников, прибывших в Марсель, чтобы предотвратить перенос чумы, а позже — холеры. Кстати, считают, что в 14-ом веке чума в Европу была завезена именно через Марсель.
Постройки госпиталя удалены друг от друга, чтобы максимально предотвратить общение между заболевшими и выздоравливающими. Когда развитие медикаментов облегчило эпидемиологическую обстановку, в госпиталь стали принимать в основном военных, вернувшихся после службы в Африке. Госпиталь функционировал до 1941-го года!
На этом фото я запечатлела ту часть госпиталя, которая была плотно окружена оградой. Во дворе — часовня, построенная в греческом стиле. Считалось, что часовню могли видеть все больные из любого окна (хотя по фото мы видим, что часть окон совсем не смотрят на нее) и наблюдать мессу, не покидая своих палат.
Поднимаемся выше, к форду Ратонно.
Пришло время рассказать еще одну часть истории архипелага…
Фриульские острова во все времена служили оборонительным фортпостом. Есть легенда, что в 49 г. (тогда острова еще не были отрезаны от «большой земли» морем, а были частью нее) к одному из островов без каких-либо преград подошел римский флот, бросил там якорь, после чего войска вошли в город и захватили его. После этого стало понятно, что Фриульские острова — слабая сторона в обороне Марселя.
«Со временем на каждом острове были построены форты и установлены батареи, повсюду находились наблюдательные посты. Французские короли очень заботились об обороне южных рубежей своих владений.»
Перед нами — ворота Форта Ратонно (Fort de Rattoneau), а через арку виден маяк. Чудь дальше — прекрасный Марсель…
Что же нас повергло в ужас? Раскуроченная земля, словно что-то огромное вырывали из самой глубины скал! Оголенные сваи зданий. Старые постройки были перемешаны с более поздними постройками, так как был виден металлический каркас, бетонные плиты… И все вместе это было искорёжено и «измято».
Вот и объяснение: во время Второй мировой войны германские оккупанты построили на островах дополнительные укрепления. «Сохранившиеся германские укрепления того времени на мысе Каво производят впечатление очень серьезных сооружений.» (из google) Это правда. Они, даже искореженные, выглядят очень мощно. Позже, Американцы массированно бомбили Фриульские острова, чтобы уничтожить укрепления фашистов, мешающие освободить Марсель. И раскуроченная земля и вывернутые наизнанку постройки — это следы тех самых бомбардировок.
Теперь немного про знаменитую тюрьму Эдмонта Дантеса. Тюрьму, которая вовсе не строилась как тюрьма.
В 15-ом веке на острове Иф была возведена крепость, которая должна была взять на себя первые удары от оккупантов, пришедших с моря. В боях крепость так и не поучаствовала, и в 16-ом веке была переделана под тюрьму для особо опасных преступников. Много драматических моментов было связано с этим печальным местом, и к 1830-му крепость официально перестала быть тюрьмой. Музеем замок Иф стал в конце 19-го века. Чтобы прочувствовать это место, я советую перечитать роман «Граф Монте-Кристо». Дантес застал то время, когда крепость перестала быть тюрьмой, и он вошел в собственную камеру уже как посетитель…
Ну а сейчас в бухтах острова царит тишина, покой и безмятежность.
С 2002 года Фриульскому архипелагу присужден статус «морского парка», его начинают аккуратно облагораживать.
Солнце стремительно садиться и подходит время последнего кораблика до Марселя. Мы торопимся спуститься к порту.
Из некоторых частей острова солнце уже совсем ушло.
В ожидании кораблика заметили на скале еще одну часовню в греческом стиле.
А прямо под ней — набережная с кафешками, где мы, в ожидании кораблика, смогли, наконец, поесть и попить, и обдумать всё увиденное.
Спасибо, очень интересно🤗
Благодарю вас!)